Сварка пэ труб встык

СВАРКА ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВСТЫК

             Сварка встык заключается в нагреве торцов свариваемых труб или деталей до вязкотекучего  состояния полиэтилена в результате контакта с нагревателем и последующим соединением торцов под давлением после удаления нагревателя. Встык можно сваривать только трубы и фитинги одинакового диаметра и SDR, изготовленные из одной марки полиэтилена. Рекомендуемая толщина стенки трубы при стыковой сварке должна быть не менее 4,5 мм.  Стыковую сварку разрешено проводить при  температуре воздуха от -10°С до +45°С.

             Сварка встык  – достаточно сложный технологический процесс,  требующий высокой квалификации персонала и высококачественного  оборудования.  Вместе с тем,  данный способ  обладает рядом несомненных преимуществ:

  • Для сварки  полиэтиленовых  труб не требуется тяжелая техника;
  • Сваривать полиэтиленовые трубы может бригада из 1 — 2  человек.
  • Значительно ниже потребление электроэнергии  (либо топлива) по сравнению  со сваркой  стальных труб. При применении  так называемых “длинномерных  труб” (на катушках или в бухтах) снижает количество сварных соединений  в 50 — 100 раз. Все это значительно ускоряет строительство трубопровода и снижает стоимость монтажа.

            Описание способа

            Сварка   встык — это способ, используемый для соединения труб и фитингов одного диаметра и толщины. В этом процессе свариваемые поверхности труб выравниваются таким образом, чтобы достигался идеальный контакт, затем нагреваются до температуры плавления. После этого расплавленные поверхности труб соединяются под давлением. Сварочное давление, температура и длительность регулируются таким образам, чтобы сохранить физические и химические свойства исходного материала.

Сварочный цикл можно разделить на следующие этапы (cм рис. 1):

  • Оплавление торцов трубы;
  • Нагрев;
  • Удаление нагревателя из зоны сварки;
  • Сварка;
  • Охлаждение.

Перед  началом  сварки  зоны  соединения  труб  выравниваются  с  помощью  электроторцевателя — инструмента  для механической  обработки  торцов  свариваемых  труб.  Инструмент выравнивает торцы труб под прямым углом относительно оси и удаляет все сколы и неровности сечения. Торцевание должно производиться до тех пор, пока стружка, образуемая в результате торцевания, начнет выходить непрерывной, ровной лентой. Максимальные допуски по зазорам между свариваемыми поверхностями после торцевания  указаны в таблице 1.

Диаметр Ширина зазора, мм
≤ 355 0,5
400 ÷ 630 1,0
600 ÷ 800 1,3
800 ÷ 1000 1,5
> 1000 2,0

Далее свариваемые поверхности  нагреваются до температуры плавления с помощью  специального нагревательного элемента, как показано на рис. 2 и 3.

Во время цикла ОПЛАВЛЕНИЕ (рис.  2) происходит  образование  первичного  грата.

Во время цикла НАГРЕВ (рис.  3) тепло распространяется  вглубь материала.  Давление на свариваемые   части   при   этом   близко   к  нулю   (оно    только   обеспечивает    контакт    между   торцами    труб и нагревателем).

Затем нагревательный элемент удаляется из области сварки как показано на рис.  4 (цикл УДАЛЕНИЕ НАГРЕВАТЕЛЯ). Нагревательный  элемент  необходимо  удалять  так,  чтобы  не  загрязнить   и  не  повредить нагретые для сварки поверхности трубы. Контактные поверхности нужно быстро соединить, не допуская других соприкосновений.  Время перехода должно быть настолько кратким, насколько это возможно, иначе нагретые поверхности  застынут,  что негативно  повлияет на качество сварки.

Во время цикла СВАРКА (рис.  5.) образуется окончательный грат и молекулярные связи, обеспечивающие однородность соединения. Свариваемые части трубы соединяются под давлением равным давлению цикла ОПЛАВЛЕНИЕ ТОРЦОВ, как показано на рис. 5

Во время заключительного цикла ОХЛАЖДЕНИЕ (рис.  6) происходит осадка стыка  и стык  приобретает максимальную прочность.